Суть новшества такова. Если банк предлагает кредит, полная стоимость которого выше 15% годовых, то договор признается особо рисковым. И обслуживать его становится труднее — банку требуется больший запас капитала. Поэтому даже крупные банки вынуждены заключать договоры по высоким ставкам осторожно — только с надежными клиентами. А мелких и средних по размерам банков новая ситуация заставит работать иначе, снижая ставки в предложениях по потребкредитованию.
Зачем ждать наступления 1 мая? Куй железо, пока горячо!
Отметим, что это не первая попытка государства и ЦБ уменьшить финансовую нагрузку на население. В нынешнем январе в Госдуме обсуждали законопроект, цель которого — облегчить заемщику процедуры выплаты по кредитам.
А в феврале Банк России предъявил банкирам специальные рекомендации, где советовал разделить все взятые россиянами кредиты на два вида.
После указания ЦБ о введении повышенных коэффициентов многие эксперты предсказывают рост интереса населения к потребкредитованию еще раньше 1 мая. По словам сотрудника «ПФ Капитал» Евгения Надоршина, сами банки могут обнародовать интересные предложения по потребительским кредитам — ведь потом им придется уменьшать % ставки.
Это вполне соотносится с мнением главы Центробанка Эльвирой Набиуллиной, которая 1 февраля заявила о необходимости синхронизировать два процесса: рост доходов населения и рост взятия этим населением кредитов в банках на потребительские нужды.
Насколько повысятся риски для банков?
Ставки риска коэффициентов в указании Центробанка от 11 марта 2018 года «Об обязательных нормативах банков» следующие.
Полная стоимость кредита от 15 до 20% — ставка риска 1,1
Полная стоимость кредита от 20 до 25% — ставка риска 1,2
ЦБ поясняет, что причина новшества — необеспеченное потребительское кредитование на уровне 12,6% за год при сохранении высокой долговой нагрузки на население страны.