Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проанализировала данные Центробанка по так называемой 102 форме отчетности и пришла к важным выводам, которые позволяют озвучить новый сложившийся в России тренд.
Почему российские банки наращивают плату за свои услуги?
Эксперты сообщили, что по итогам 9 месяцев 2017 года (более свежих данных пока нет) банки РФ заработали на услугах за перевод денег и иных операций по обслуживанию счетов своих клиентов гигантскую сумму — 854 миллиарда 400 миллионов рублей. Почему уместна такая характеристика? Потому что годом ранее банки взяли с клиентов сумму на 18% меньше — 723 миллиарда 100 миллионов рублей. В условиях экономического спада и рекордного уменьшения инфляции, вызванного резким падением платежеспособности наших сограждан, рост на 18% вызывает недоумение. Неужели у финансистов нет других способов заработать, чем банальный отъем денег у населения и бизнеса путем повышения комиссионных тарифов за обслуживание?
С другой стороны, представители финансовой среды ратуют за повсеместное повышение удобств для своих клиентов — развивают онлайн-банкинг, применяют новые способы работы с потенциальными клиентами и т.д. А за новшества требуется платить!
Причем наиболее беззащитные перед ростом комиссионных выплат стали простые люди. По данным компании «Совлинк» пропорция выплат составила 2:1, где первый показатель относится к населению, а второй — к бизнесменам. Эксперты Росбанка называют иное соотношение: юрлица — 30%, физлица оплатили 70% комиссионных сборов в банках за обслуживание своих счетов.
Конечно, если недовольные ростом комиссионных тарифов начнут искать правды в суде, то по оценкам «Финпотребсоюза», правоохранительные органы примерно в 70% случаев принимают сторону клиентов. Только вот подавать иски наши люди не спешат — подавляющая часть заявлений в суды исходит от компаний.
За что российские банки повышают комиссию?
Закон позволяет банкирам взимать дополнительную плату за достаточно широкий спектр услуг. Например, в настоящий момент средняя комиссия за перевод с карты клиента-физического лица на карту «неродной» кредитной организации составляет примерно 1,2% от суммы. Причем оговорен «коридор»: минимальная сумма всего лишь 50 рублей, максимальная 1500 рублей. Если у вас нет счета в банке, через который вы осуществляете перевод, то комиссия стартует от 1% от суммы перевода и может доходить до 3-5%. Если вы хотите разменять купюры, то банк может взять с вас до 6% с номинала. Естественно, за годовое обслуживание банковских карт каждый клиент платит порой несколько тысяч рублей — это зависит от категории банковского пластика.
Российские банки без зазрения совести взимают плату за услуги кредитов, которые погашаются через кассу, а не через банковский счет. Даже снятие в банкомате стороннего банка наличных часто предусматривают комиссионный сбор.
Клиент платит аналогичные сборы за перечисление денег на ссудный счет, за страхование имущества и жизни, за информирование операциям при помощи СМС. Размер комиссии может составить до 3% за услугу.
По мнению вице-президента Транскапиталбанка Игоря Антонова, число услуг, которые подпадают под комиссионные сборы, постоянно растет. Налицо новый тренд в работе российских банкиров, который вписывается в общемировую практику. Так, уже в 2018 году клиенту могут предложить в банке совершить банковский перевод при помощи небанковской системы или приобрести страховой полис от компании-партнера.