Так называемую новеллу (новый законопроект) депутатам Госдумы представил к обсуждению заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. Документ должен определить порядок регулирования операций всех российский кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами, а также регламентировать на территории страны обращение ценных бумаг на предъявителя.
В чем смысл изменений в банковской практике России?
Приведем мнение Алексея Владимировича почти дословно. Он считает, что в Гражданском кодексе РФ недостаточно хорошо проработана идея о функционировании в банковской практике таких удобных инструментов, как депозиты. Поэтому требуется расширить возможности их применения, не забывая однако о противодействии мошенничеству в финансовой сфере.
Высокий чиновник заявил, что «законопроект исключает возможность обращения данных ценных бумаг без учета личности владельца, то есть неименных». Именно они создают коррупционные риски и риски отмывания денег, полученных преступным путем.
Дорожные чеки регулироваться новым законом не будут.
В проекте указываются случаи, когда необходимо застраховать сертификат, что потребует также внесения поправок и в закон о страховании вкладов.
С этой точкой зрения — исключить из обращения ценные бумаги на предъявителя — согласился и председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Он также напомнил, что работа предстоит серьезная.
Кроме поправок в ГК РФ, потребуется изменить ряд статей в других нормативных актах федерального значения: «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и некоторых других документах.
Депутаты Госдумы проголосовали единогласно — проект прошел первое чтение. Ко второму чтению его ждет доработка. Дело в том, что новеллу внесли в Госдуму почти год назад, а очередь рассматривать ее подошла только сейчас. За минувший год уже были одобрены несколько поправок в другие законы, которые учитывались в этой новелле.
Теперь, при прохождении второго и далее чтений, а также одобрения Совета Федерации и подписания Президентом РФ закон может вступить в силу уже с 1 июня 2018 года.
Мошенников в банковской сфере станет меньше?
В среду 17 января Алексей Моисеев также представил в ГД законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)». Чиновники Минфина предложили наделить банки дополнительными полномочиями по блокировке, чтобы предупреждать возможности мошеннических операций на счетах своих клиентов.
Алексей Владимирович объяснил это тем, чтобы «можно было не искать потом деньги и возвращать их у мошенников, а (изначально) не дать мошенникам эти деньги получить».
Депутаты подтвердили решимость поддержать правительство. Так, зампред комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский подчеркнул, что закон создаст комплексный механизм, который заблокирует перевод денег без согласия клиента. Конкретно предлагается при подозрении на криминал блокировать операцию перевода в срок до двух рабочих дней и в этот период проверить электронное средство платежа.
Как мы и указывали, подозрение банка на криминальность операции может исходить от его службы безопасности, либо от Центробанка РФ. Причем регулятор обязан предоставить к рассмотрению во втором или третьем чтении официальный список мошеннических операций. И тогда банк обязан стопроцентно приостановить подозрительную операцию из этого списка ЦБ. В иных случаях банк действует на свой страх и риск.
Очень важный момент. Проект предусматривает отмену блокировки счета и операций с ним, если банк получит от клиента подтверждение о том, что клиент знает об операции с его счетом. Что не отменяет расследования банка, если он подозревает клиента в криминале.
Первое обсуждение в Госдуме новеллы вызвало много вопросов, поэтому есть смысл ожидать многочисленных поправок к ней.