13 марта Центробанк и Росфинмониторинг озвучили новый способ борьбы с банковскими отказниками. Решения предлагались ранее и депутатами Госдумы, и самими банкирами. Народные избранники выступали за запрет закрытия единственного счета подозреваемого физлица, а финансисты просили устанавливать для клиента из списка срок давности, испытательный срок и т.п.
Все предложения были осмыслены и перешли в практическую плоскость.
Банкирам предложили выдавать отказникам мотивированное разъяснение о причинах, которые привели к прекращению сотрудничества.
В чем новизна механизма реабилитации отказников в банке?
Раньше Банк России и эксперты Росфинмониторинга несколько по-другому подходили к проблеме. К ним обращается обиженный клиент из черного списка, Межведомственная комиссия посылает запрос в обидевший его банк и получает разъяснение. Юридически отвечать на такие запросы банку было не обязательно, заставить его принудительно было нельзя, поэтому все тормозилось, а то и утопало в бюрократическом болоте. Таково мнение на этот счет эксперта Алексея Тимошкина — сопредседателя комитета Ассоциации российских банков. Он полагает, что предложенный ранее механизм реабилитации банковских клиентов из черного списка был похож на дырявый корабль.
Теперь — по новым правилам с 30 марта — банкиры должны выдавать самим отказникам мотивировку отказов, с которой недовольные клиенты могут обращаться в межведомственную комиссию и искать правду там.
Регламент действий клиента для оправдания следующий.
Вначале он пишет жалобу в Центробанк, там передают ее в Межведомственную комиссию. Срок рассмотрения жалобы — максимум двадцать рабочих дней.
Если клиент, по мнению комиссии, достоин удаления из черного списка должников, то получает на руки соответствующее решение.
Если нет согласия, то отказника приглашают на заседание комиссии — проводят опрос и выносят окончательное решение о его судьбе как клиента банка.
Напомним, что прежняя схема оправдания банковских отказников работала не безупречно. К весне 2018 года реабилитации подвергнуто менее двух с половиной тысяч обратившихся клиентов. Это капля в море — «пострадавших» более полумиллиона человек.