Список подозрительных банковских клиентов был создан ради безопасности государства. Лица, чьи фамилии в нем фигурируют, вряд ли могли рассчитывать на одобрение кредита в банке или проведение иных операций на своем счете. Подразумевалось, что создание «блэк-листа» позволит противодействовать финансированию терроризма или отмывать доходы от преступной деятельности.
Однако гладко было на бумаге. В реальной жизни в черные списки попадали люди, которые не были потенциальными преступниками, а просто вовремя не смогли предоставить нужные документы или предъявляли паспорт с просроченной датой обмена и потому недействительный.
В итоге, вполне респектабельные и законопослушные, но недобросовестные и беспечные граждане фактически лишались права воспользоваться финансовыми благами банков и микрофинансовых организаций.
Цифровизация банкинга тоже внесла свою лепту. Поданные клиентом документы изучают банковские роботы, которые исключительно по формальным признакам отказывают ему в обслуживании.
Регуляр — на фоне неблагоприятной в целом экономической ситуации в стране — не мог остаться равнодушным. Совместно с Росфинмониторингом Банк России выработал новые рекомендации по работе с черном списком нежелательных клиентов.
Методичка прописывает более тщательно оценивать предыдущее поведение потенциального заемщика. И вносить изменения в базу данных черного списка, если клиент исправил ошибку — предоставил «правильный» паспорт и иные справки-бумажки.
Еще один плюс новой методички. Если человеку не одобрили кредит и занесли в «блэк-лист», то банк или МФО обязаны указать в нем конкретную причину отказа, чтобы следующий банк мог досконально изучить клиента и, возможно, разрешить выдачу запрашиваемого кредита.
В рекомендация регуляра прописано еще одно важное требование. Нельзя отказывать человеку в финансовых услугах только на основании того, что его фамилия есть в черном списке. Это только знак, что его кандидатура требует тщательного рассмотрения — и не только роботом. Поэтому Центробанк рекомендовал открыть в каждом банке или МФо спецотделы, в чьи обязанности будет входить проверка спорных кандидатур потенциальных клиентов, а также — в основном! — реагирование на жалобы тех, кому отказано в банковских услугах.
Кроме того, Банк России, также получив сигнал от недовольного человека, может затребовать у спецотдела аргументацию отказа в одобрении кредита и прочих услуг. Все это повлияет на оценку деятельности финансовой организации государством. Массовая критика от населения может стать основанием для санации банка или МФО.
На какие цели люди берут кредиты и займы?
В связи с этим возникает вопрос: «Почему государство так заинтересовано в увеличении закредитованного населения?» Ответ лежит сугубо в практической плоскости. Чем больше денег занимают люди на покупку товаров и услуг, тем выше платежеспособный спрос, который обязан подстегнуть общеэкономический рост в стране.
На днях компания «Домашние деньги» объяснила, на что наши люди тратят займы и кредиты. Путем социологического опроса были получены весьма любопытные данные. Почти две трети (59%) займов расходуются на неотложные нужды. 6% займов тратятся на покупку бытовой техники, 4% — на оплату лечения, 15% — на ремонт, 4 — на свадьбу и аналогичные события семейной жизни, 3% — прочее.
Последняя причина включила в себя необычные цели для траты взятых взаймы денег.
Отметим, что эксперты полагают: суровая российская действительность и финансовый кризис в стране последних трех лет привели к тому, что люди сегодня пытаются хоть немного побаловать себя, уйти от постоянного психологического стресса.
Интересный момент: кредит, взятый для того, чтобы сунуть чиновнику взятку, занимает в этом рейтинге лишь 15 место.
На что потратили 3% взятых в банках и МФО кредитов и займов россияне в 2017 году: |
1.Оплата нотариуса и юриста для получения наследства |
2.Одежда для собеседования (костюм), шуба |
3.Покупка животных для дальнейшего разведения |
4.Оплата алиментов и долгов по ЖКХ для выезда за границу |
5. Бензин для личного автотранспорта |
6.Абонемент в фитнес-центр |
7.Оплата путешествия |
8.Подарок для супруги для примирения (ювелирное изделие, смартфон) |
9.Услуги адвоката |
10.Оплата услуг ветеринара для лечения экзотических животных |
11.Покупка алкогольной продукции |
12.Приобретение дрона |
13.Пополнение коллекции (монеты, марки) |
14.Покупка одежды для животных |
15.Взятка |