Примут ли закон о покупке машины за счет материнского капитала?
По данным пенсионного фонда, почти половина владельцев сертификатов ни разу не подавали в ПФР заявление на использование маткапитала на предусмотренные законом цели. Но около 70% семей с сертификатами пользовались разовыми «антикризисными» выплатами, которые проводились в 2009-2010 и 2015-2016 годах.
Это показало: многодетные семьи остро нуждаются в деньгах, но воспользоваться материнским капиталом не могут. Владельцы сертификатов неоднократно просили чиновников добавить к разрешенным тратам покупку семейного автомобиля, но власти отнесли машину к «ненужному для детей приобретению».
Первое рассмотрение законопроекта об использовании субсидии на покупку семейного авто прошло в 2009-м. В нем разрешалось купить новый автомобиль российского производства, что должно поддержать отечественный автопром. Но закон не прошел, причина отказа — «не учитываются интересы детей».
Следующее крупное обсуждение законопроекта началось в конце 2014-го и завершилось в феврале 2015-го безрезультатно. В январе 2016-го депутаты КПРФ снова подняли вопрос о покупке отечественной машины за счет маткапитала, назвав проект антикризисной мерой и поддержкой автопрома. Но и тогда Дума не одобрила законопроект.
17 марта 2017-го проект приняли к рассмотрению сразу три из четырех фракции: КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». В сентябре прошло обсуждение закона, но и на этот раз Дума не утвердила проект. Причина отказа: «Машина оформляется на одного из родителей, интересы ребенка не учитываются».
В тексте предложенного проекта также не указывалось, откуда взять денег на его реализацию. Мартовский документ оказался слишком «сырым».
Хотя в последней версии появились уточнения, какой именно автомобиль можно купить на маткапитал:
- отечественный, созданный на территории страны, или собранную в России иномарку;
- легковушку, имеющую не более девяти мест, включая одно водительское;
- машину, не находящуюся на регистрационном учете в ГИБДД.
В новом документе указаны более строгие требования к семьям, которые могут потратить субсидию на покупку авто:
- усыновившие второго или родившие третьего ребенка;
- родившие или усыновившие второго ребенка-инвалида.
Многодетные семьи надеются, что в следующем году документ доработают, и Госдума примет законопроект.
Одобрение закона о приобретении авто под мат. капитал: «за» и «против»
Большинство семей считают автомобиль предметом первой необходимости. На своей машине можно быстро отвезти детей в сад, школу, поликлинику. Не нужно по 20-40 минут стоять на морозе или на солнце, ждать нужный общественный транспорт. Часть родителей уверена: покупка авто — более выгодное и разумное вложение маткапитала, чем многолетняя ипотека, образование или пенсия матери.
Но владельцы сертификатов заметили: в мартовском проекте нет пункта, что купить авто могут живущие в деревнях семьи. По предложенному 17 марта документу семьям с двумя родными детьми нельзя потратить материнский капитал на покупку автомобиля, даже если они живут далеко от города.
Еще одна важная недоработка в проекте — «лазейка» для мошенников. Родители могут продать купленный автомобиль или приобрести дешевый транспорт, в документах на который указана завышенная цена.
В Камчатском крае, Калининградской, Ульяновской, Орловской и Новосибирской областях разрешено тратить региональный семейный капитал на покупку автомобиля. Но в качестве защиты от мошенничества установлены два ограничения:
- все члены семьи должны стать совладельцами авто;
- машину нельзя перепродать.
Чтобы местный пенсионный фонд одобрил сделку, достаточно предъявить документы на приобретение и владение авто. Многие семьи довольны этой схемой и ждут, когда положительный опыт регионов дойдет и до федерального мат. капитала.