Должников можно понять. Замедление темпов экономического развития РФ привело к серьезному падению платежеспособности большинства граждан. На этом фоне происходит снижение процентов по вкладам и депозитам. Поэтому заемщики вправе рассчитывать на уменьшение ставок по выплате взятых у банка кредитов — то есть на рефинансирование.
Однако банки не спешат откликаться на веление времени. Финансовый омбудсмен Павел Медведев на днях сообщил СМИ, что начиная с 2016 года финансисты все чаще отказывают гражданам в рефинансировании кредитов, взятых до кризиса по высоким ставкам. По его словам, число жалоб тех, у кого растет просрочка с выплатами, уже превышает несколько сотен. Жадность банкиров пока сильнее, чем опасность потерять репутацию. Люди же оказываются заложниками ситуации — у них портится кредитная история, что уменьшает для них возможность рефинансирования в другом банке.
И сделать что-либо кардинальное государство пока не может. Председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин отметил, что в среде банкиров есть негласное правило — не снижать ставки по ипотеке своим заемщикам. В федеральном законе «Об ипотеке» финансисты пролоббировали положение, согласно которому клиент, желающий рефинансирования ипотеки в другом банке, должен получить разрешение от родного банка. Переход к другому кредитору возможен, если это «не запрещено предшествующими договорами об ипотеке того же имущества». Естественно, это предложение любой банк включает в свой стандартный договор об ипотечном кредите.
Что же делать, если кредитное рабство для должника стало реальностью? Заемщику следует чаще общаться со своим банком. Аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Екатерина Щурихина считает, что сотрудникам финансового учреждения нужно сообщать о своих проблемах с выплатой кредита как можно раньше. Тогда возможны реструктуризация кредита, какие-либо индивидуальные «кредитные каникулы».
Ведь банки всегда будут заинтересованы в кредитовании как населения, так и бизнес-сообщества.