Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что в ноябре инфляция может уйти за планку ниже 3 процентов (хотя называемый таргет — составляет 4%), и добавил, что нельзя назвать это «позитивным фактором». Об этом чиновник заявил в кулуарной обстановке.
Министр отметил, что замедление роста цен — тренд с весны текущего года. И что он окреп на фоне усиления рубля и обильного урожая.
Каковы последствия уменьшения инфляции?
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) заявляет, что низкая инфляция помешает отечественным компаниям контролировать издержки. Немало предприятий получают быстрый доход, сбывая товар по повышенной стоимости, и теперь им будет сложнее покрывать издержки, то есть платить своим своим сотрудникам.
АКРА считает, что хуже станет сотрудникам сферы услуг и перерабатывающей промышленности. Малая инфляция скажется и на энергетике, и на ЖКХ. Валерий Миронов, директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ, добавляет, что также пострадают пищевая и текстильная промышленности.
Покрыть издержки можно с помощью более дешёвых кредитов, однако ЦБ уменьшает процентную ставку по кредитам медленнее, чем уменьшается инфляция.
Заампред «Локо Банка» А. Люшин смотрит на происходящее еще более пессимистично. Если чрезмерно низкая инфляция останется на долгое время, то совокупный спрос и потребительские расходы граждан похоронят надежду на рост экономики.
Низкая инфляция обвалит курс рубля?
Эксперты также склоняются ко мнению, что из-за низкой инфляции ЦБ будет сильнее снижать ключевую ставку денежного рынка. Сейчас ключевая процентная ставка по кредитам уже 8,5%. По прогнозам председателя финансового комитета Госдумы А. Аксакова, к 2018 году ставка может упасть до 6,5 процентов, а это в свою очередь приведёт к падению курса рубля. Низкие ставки могут оттолкнуть зарубежных инвесторов. Бегство капитала из страны продолжит нарастать, что обвалит рубль. Так, эксперты сообщали «Газете.Ru», что из-за низкой инфляции доллар может подняться до 65 руб. или даже выше.
Не всё так скверно?
Первый зампред Банка России Ксения Юдаева полагает, что не всё так плохо. По её мнению, потребительский спрос растёт обратно пропорционально инфляции, так как снижение роста цен позволяет высвобождать дополнительные деньги на новые покупки.
Юдаева добавила, что уменьшение инфляции коснулось большой группы компонентов, а не только отдельных потребительских товаров, так что поэтому и издержки предприятий тоже уменьшились.