Ранее «Домашние деньги» сообщали, что должны пройти процедуру оферты по выпущенным прежде облигациям на сумму один миллиард 250 миллионов рублей.
Мы подробно рассматривали ситуацию в компании и предполагали, что она не сможет достойно выйти из нее. Возможен технический дефолт. Так и произошло 26 апреля, когда МФО отказалось выкупать предъявляемые к оферте облигации.
Неужели «Домашние деньги» начали борьбу со спекулянтами?
Почему случился отказ? Стоимость этих ценных бумаг была неоправданно завышена спекулянтами, полагают в руководстве «Домашних денег». Мол, поэтому нет смысла принимать их оплате.
Такой шаг Евгения Бернштама сотоварищи многие эксперты финансового рынка РФ расценили как провокацию. Поэтому компания, скорее всего, потеряет доверие вкладчиков и потенциальных инвесторов.
Многие полагают, что дело не в спекулянтах, а в том, что у микрофинансовой компании просто нет нужной суммы денег.
Но в МФО отрицают такие обвинения. Утром 24 апреля, когда подошел срок оферты, компании предъявили к погашению ценные бумаги на 670,5 миллионов рублей. А к вечеру сумма предъявленного выросла еще на 470 миллионов рублей. Против «Домашних денег» явно велась атака спекулянтов.
Однако называть инвесторов спекулянтами, по мнению эксперта «Алор брокер» Алексея Антонова, все-таки перебор. Ведь люди, купившие облигации «Домашних денег» даже за полцены от номинала, реально рисковали своими финансами. Объявить их спекулянтами и отказать ся им заплатить, по мнению Антонова, — явный непрофессионализм.
Какие последствия ожидать после отказа платить?
Дефолт, как известно имеет две стадии. 26 апреля наступил так называемый технический дефолт. Теперь у «Домашних денег»по закону есть десятидневный срок, чтобы все-таки выплатить деньги по номинальной цене своих облигаций. Если МФО откажется, то перейдет в следующую стадию, приблизившись к краху.
В течение месяца «Домашние деньги» будут обязаны найти инвестора и реструктурировать долги. С держателями облигаций придется договариваться, и план спасения компании от краха должны одобрить 70% этих людей, которых компания 26 апреля обозвала спекулянтами.
Евгений Бернштам, по слухам, уже активно ведет переговоры с потенциальным инвестором, ищет деньги для погашения обязательств компании по оферте.
Отметим, что когда в 2017 году Центробанк потребовал от микрофинансовых компаний страны усилить свои резервы, чтобы гасить проблемные долги, многие МФО оказались в непростой ситуации. Агентство «Эксперт РА» опубликовало информацию, что в прошлом году на балансе микрофинансовых организаций РФ скопилось около 15 миллиардов просроченных долгов.
Кто ж им самим мешал выкупить с рынка обязательства за 40% от номинала. У них даже на половину обязательств нет денег. Банкротство весьма вероятно…