Мы уже констатировали, что объявленная государством реабилитация клиентов из черного списка банков в начале апреле зависла. Вместо предполагаемой двухуровневой системы реабилитации осталась одноуровневая. Но в середине апреля ситуацию вернули в правовое русло, и отказники-черносписочники ринулись спасать свою репутацию, чтобы вновь получить доступ к банковским продуктам.
Но система вновь дала сбой. Кто виноват?
Почему банковские отказники вновь стали крайними?
Клиенты банков из черного списка начали массово подавать запросы об исключении из него, надеясь получить мотивированный отказ и обратиться с ним на второй уровень реабилитации, который уже заработал — то есть Межведомственная комиссия из ЦБ и Росфинмониторинга создана. Но сами банкиры, похоже, не желая вступать в утомительные отношения с этой комиссией, не дают мотивированные отказы черносписочникам. Нет документа — не с чем обращаться на второй уровень реабилитации. Сейчас только одна сотая процента отказов в крупных российских банках задокументирована так, что отказник может требовать реабилитации, потому что об этом отказе сообщено в Росфинмониторинг.
Но почему так? Оказывается, в большинстве случаев согласно регламенту работы банка он имеет полное право не сообщать, что клиент сделал не так и как ему исправиться. Отказывает, и все — мол,подозрительный клиент.
В итоге физическое лицо получает от банка по сути «недоотказ» — кредит не дали, но неизвестно, включен ли отказник в официальный черный список или нет. А Росфинмониторинг сведений об этом человеке как об отказнике от банка, возможно, и не получит.
Каковы последствия нестыковок для простых россиян?
Неопределенность своего статуса как потенциального клиента банка может плохо отразиться на жизни человека. Ему придется все узнать только опытным путем. Если он не в списке, то есть возможность стать клиентом другого банка.
В противном случае физическое лицо будет вынуждено получать отказы в разных банках и проходить процедуру реабилитации не один раз, как если бы сведения о нем были в Росфинмониторинге, а много раз — после «свидания» с каждым из банков.
Что делать? В Росфинмониторинге считают, что банки должны сообщать им об отказниках, но в банках эту позицию пока не разделяют. Ситуация подвисла вновь.