Как такое возможно и почему инициатива сотового оператора вызовет столь масштабные последствия, коснется всех банков и заставит остальные сотовые компании поступить также как «Билайн»?
Русский язык могуч, но более многословен…
Начнем по порядку. С 1 декабря 2017 года компания «ВымпелКом» (основатель и владелец бренда «Билайн») запрещает в смс-ках, которые банки присылают своим клиентам (информируя обо всех изменениях на счетах, а также об акциях и бонусах), так называемую транслитерацию. То есть СМС будет написано только по-русски, без включения слов на латиннице. Иначе сотовый оператор просто не будет пересылать смс-сообщение.
Общеизвестно, что информация на нашем родном языке занимает в среднем вдвое больше места, чем на английском. Соответственно, для передачи такого же объема информации в принципе потребуется не одна, а две смс-ки. И это стоит дороже! Напоминаем, максимальный размер СМС-ки — 70 знаков, а после введения новых правил от «Билайн» банку придется отправлять клиенту минимум две СМС.
Транскрипция даст волю сутяжничеству
Но это все-таки несколько умозрительные суждения. Главное не в этом. Изменение «шаблона трансакционных сообщений без использования транслитерации», так называет свою реформу пресс-служба «Билайн», приведет к банальной путанице. Дело вот в чем. Имена собственные на «великом британском», имеющие с 90-х годов прошлого века традицию существовать в России как название компаний и магазинов, теперь нельзя будет писать в смс-ках так, как они именуются. Потребуется транскрипция.
В этой связи Директор департамента платежных систем СМП-банка Елена Биндусова привела конкретный пример. Магазин NO NAME можно перевести как «НОУ НЭЙМ» или «НОУ НЕЙМ». Получив СМС с указанием, что деньги ушли с его банковского счета клиента в магазин с таким названием, клиент с удивлением посмотрит на свой бумажный чек и увидит, что там другое, англоязычное, имя торговой точки. Банкиры справедливо опасаются: ушлый человек сядет и напишет претензию в банк — мол, не совершал он покупок в этом «НОУ НЕЙМе» или как его там… Банк просто присвоил себе деньги клиента. И доказывай потом в суде, кто прав! А это дополнительные расходы для банка, ведь таких хитроумных клиентов могут быть сотни и тысячи.
Почему правила «Билайна» отразятся на абонентах других сотовых операторов?
Один в поле не воин. Есть данные статистики (исследования AC&M Consulting), согласно которым в прошлом году на рынке сотовых операторов доля «Билайн» составляла 23%, а его основные конкуренты имели больше: «Мегафон» — 30%, МТС -31%. И вроде бы у клиента есть выбор: недоволен одним сотовым «китом», переходи к другому или к более мелкой «рыбешке». Однако российские банки не делают различий в своей корпоративной политике и работают со всеми сотовыми операторами. У каждого банка единые тарифы на услуги СМС-сообщений. И нет прямого интереса именно для «Билайн» вводить какие-либо особые условия. Банкам проще просто поднять тариф для клиента за СМС-информирование. Что, скорее всего и произойдет.
Хотя от представителей СМИ уже поступили запросы в МТС и «Мегафон» — будут ли ими совершены шаги, аналогичные «билайновским»? «Мегафон» пока отрицает запрет на смс-ки с транслитерацией, МТС — вообще молчит. По большому счету, им по барабану. Очевидно, когда банки повысят тарифы на смс-сообщения, то сделают это касательно абонентов всех без исключения сотовых компаний в стране.
Среднерыночная цена на услуги информирования банковского клиента с помощью СМС — 50 рублей в месяц. В течение декабря или сразу после Нового года она в состоянии вырасти в полтора-два раза для всех держателей счетов в российских банках.
Возможно ли избежать подорожания?
Смогут ли банки как-то «увернуться от подставы «Билайна»? Эксперты высказывают надежду, что вместо СМС-информирования банки начнут прибегать к так называемым push-сообщениям — когда на экране вашего смартфона всплывает окно с информацией от банка. Правда, отношение к такого рода «сюрпризам» у людей отрицательное — сейчас с помощью «пушей» активно втюхивают рекламу.
И последнее. А все-таки зачем «Вымпелком» замахнулся на транслитерацию в СМС-ках? Пресс-служба компании пишет, что существуют две причины нововведения.
Первое. Мол, абоненты не всегда могут прочесть, что там в СМС-ке по-английски написано, не понимают «в должной мере информацию о совершенных абонентами операциях с использованием карт».
Второе, не менее важное. Запрет латинницы в СМС от банка поможет пресечь «мошеннические действия третьих лиц в сфере дистанционного банковского обслуживания». То есть безопасность превыше низких тарифов. С этим как-то не поспоришь.