За процент стоять, как под Сталинградом
Игорь Костиков, председатель «Союза защиты прав потребителей финансовых услуг», 4 октября поделился с аудиторией телеканала ТВЦ с новыми планами по ограничению аппетитов микрофинансовых организаций. Точнее, их владельцев и управленцев-беспредельщиков.
Основные тезисы его программы:
- ввести стандарт на количество микрозаймов. Максимум — 9 микрозаймов в одной организации, с 1 января — не более 7;
- установить верхний предел долговой нагрузки.
Инструмент для реализации этих замыслов — поправки в Гражданский кодекс, которые должны быть внесены этой осенью. Особые надежды — на законопроект «О ростовщичестве», который, по словам Костикова, находится на рассмотрении у депутатов.
Есть подозрение, что на хроническом.
Есть ли выход там, где его нет?
Да и сам г-н Костиков без особого вдохновения говорил о своих проектах. Допустим, будет установлена планка семикратного обращения гражданина в МФО — что помешает бедолаге зайти в соседнюю дверь и лезть дальше в долговую кабалу?
Не очень внятны и надежды на лимит по задолженности. Наоборот, государство, вроде бы, идет МФО навстречу. С 1.01.2017 г. верхний предел долга гражданина перед МФО поднят с 2-х кратного размера первоначального взноса до 3-х кратного (если раньше, взяв займ в 5 тыс. руб., гражданин не мог задолжать свыше 15 тыс. целковых, то с 1 января планка поднята до 20 тыс.).
Впрочем, судя по форумам заемщиков, мало кто из них знает об этом ограничении. Чем и пользуются менеджеры МФО. И управы на них нет — в суд люди не обращаются, в прокуратуру не жалуются. Под занавес г-н Костиков поведал о третьем способе облегчении участи заемщика: добровольное банкротство.
Но и банкротство не выход. Это и навсегда испорченная кредитная история. И такие затраты на юристов, что, как показывает опыт, придется еще 10 микрозаймов брать.
Государство обращается к здравому смыслу
На самом деле ошибочно думать, что государство закрыло глаза на беспредел заимодавцев. Вовсе нет!
Просто у государства есть более эффективные средства воздействия на МФО, чем запреты и ограничения. И те меры, которые могут рассматриваться как поблажки МФО, на самом деле — шаги по превращению рынка микрозаймов в цивилизованный и комфортный для потребителя.
Простой пример: один только намек со стороны регулятора (Центробанк), что придется привести в порядок финансовую отчетность, отправил в бега десятки, если не свыше сотни микрокредитных компаний (только за вторую половину сентября из реестра МФО вычеркнуто 14 фирм).
Понятно, люди шли на этот рынок хапнуть и убежать. И поняли, что настал черед второго пункта плана.
Далеко не убегут: когда в РФ просят предъявить документы (пусть даже финансовые), бега кончаются.
На очереди такие меры, как создание фонда страхования микрозаймов, перезаключение договоров с клиентами и пр. Если эти меры будут реализованы, то рынок микрозаймов по факту сольется с рынком банковского кредитования и, в общем-то, вопрос будет снят с повестки дня.
То, что линия государства на создание цивилизованного рынка дает результаты, признает и сам Костиков. В его выступлении прозвучали контрольные цифры: если в 2016 г. средняя ставка микрозайма равнялась 1500% годовых, то в 2017 г. — только 290%. Разница ощутимая.
Но, разумеется, никакие государственные меры не заменят простого обращения к здравому смыслу: надо ли лезть в кабалу и губить жизнь себе и близким из-за 50 тыс. руб.? У скольких из тех миллионов (рынок микрозаймов в РФ во II квартале достиг 142 млрд. руб., а это — минимум 2,8 млн. участников), которые выстраиваются в очередь к дверям микрофинансовых компаний, действительно нет иной возможности дожить до получки?