На Туманном Альбионе финансово-кредитные услуги не утратили востребованность. Просто люди пользуются дистанционными инструментами банковского обслуживания.
Найти аналогичных цифр по РФ не удалось. Но по косвенным признакам можно судить, что тенденция к переходу на онлайн-банк у нас еще сильнее.И россияне не через 6, а уже через 4-5 лет перестанут посещать банки.
Зачем? Все, что нужно — открыть счет, взять кредит, уплатить проценты, переложить деньги на карту, et cetera, et cetera — можно через личный кабинет на сайте банка. Войти в который удобно хоть с персоналки, хоть с мобилы. И называется все это на российском новоязе «цифровизацией». Красивое слово!
И когда знакомишься с этой цифровизицией, поневоле приходишь к мысли: а не прикажет ли она (цифровизация) всем российским банкам долго жить? Парадокс?
Отнюдь! Просто поглубже копнем тенденцию.
Четверть века назад банки открывались на каждом углу. В этом была нужда. Не было иного способа приблизить финансово-кредитные услуги населению, сделать их доступными, кроме как открывать банки десятками. Потом пошел процесс укрупнения: мелкие банки стали превращаться в офисы крупных, крупные — в региональные отделения еще более крупных. И еще более крупные стали их всех сокращать. Сначала — ради экономии. Потом подоспела цифровизация: свой компьютер или мобила по-любому ближе, чем офис банка.
Нужда в непосредственном, физическом донесении финансово-кредитных услуг до потребителя отпала. Интернет делает это успешнее. И чем черт не шутит? Оставит нам через 5 лет пресловутая цифровизация один только Центробанк. Который превратится в крупную айтишную фирму. Где на эксабитных мощностях сверхумные программы будут рассчитывать инвестиционные риски, анализировать рентабельность вложений и решать, кому давать кредит, а кому — не надо. Сколько печатать рублей, а сколько будет лишним. А г-же Набиуллиной &Co только и останется следить, чтобы не задымили провода.
Чувствуется, что эта картинка, по-крайней мере, на уровне интуиции доходит до руководителей финансово-кредитных учреждений. Свидетельство тому — недавнее интервью «Ведомостям» (№14 от 25.10.2017 г.) экс-главы Альфа-банка Алексея Марея (покинул пост 1.11.2017 г. в связи с переездом семьи).
Будучи сам «цифровизатором» до мозга костей, Алексей Александрович отнюдь не ратует за сокращение отделений. Наоборот, возникает ощущение, что топ-менеджер видит в отделениях и офисах ту соломинку, которая удержит коммерческие банки на плаву в океане цифровизации.
Да, люди идут в офисы и отделения, несмотря на блокчейн и прочие информационные технологии. Им надо пообщаться. Им нужно поговорить о курсе доллара, о темпах роста в Китае. Живому человеку неуютно в кристально-виртуальном, чисто цифровом мире.
Одна из перспектив банка — превращение в своего рода финансовый клуб. Как превратились поликлиники в такого же рода клуб для бабулек, которым не с кем поговорить дома. И они идут в медицинские учреждения, чтобы посудачить и о хворостях, и о ценах на базаре, и про Любку из соседнего подъезда.
Но продвинутые менеджеры просто завклубами становиться не собираются. И поэтому Алексей Марей в бытность свою на посту главного по Альфа-банку затеял программу по найму на работу подростков. Другого поколения. Которое не такое, как мы. Которое хочет не того, чего хотим мы. Может быть, другой экономики, других денег, других товарно-денежных отношений.
Рано или поздно, эти смутные молодежные мечты и желания воплотятся в стартапы. Те, которые откажется финансировать айтишная мегамашина Центробанка по выдаче кредитов. Но которые будут финансировать обычные коммерческие банки. Такие, как Альфа-банк. Который уже записал на свой счет один такой удавшийся проект — молодежную карту Next.
Превращение комбанков в такие делянки, оранжереи для выращивания рисковых стартапов, в питательную среду реализации сумасшедших, прорывных идей, — это не просто их (комбанков) путь к спасению. Для них это — достойный выход из той гонки по вздуванию кредитного пузыря, которая все дальше уводит банковскую отрасль от экономической реальности.