Ранее мы констатировали, что согласно мартовским данным агентства «РОМИР» большинство наших сограждан и не помышляет о том, чтобы жить более на широкую ногу. Однако к маю наметились тенденции к изменению модели поведения населения нашей страны с экономной на потребительскую.
Каковы данные о прижимистости россиян к маю 2018 года?
Данные социологов по годам следующие. В 2016 году расточительных граждан РФ, по их признанию, было 11% населения. Через год -уже 18%, а к маю нынешнего года таковых оказалось уже 24%. Налицо укрепляющийся на глазах тренд.
С другой стороны, число прижимистых граждан России остается довольно значительным. 76% населения — это серьезно.
Однако «РОМИР» констатировал, что по некоторым статьям расходов экономия значительно сократилась. Прежде всего, речь об экономии на еде. Конечно, можно отметить, что население подошло к опасной черте, за которую нельзя переходить по физиологическим причинам. Но скорее всего, это не так. Потому что в 2017 году 39% наших сограждан отметили, что экономили на еде, а в 2018- м в этом признались только 17%. Такой разброс за год не может быть по причине того, что люди были «на грани голода». Это свидетельство того, что структура потребления сместилась в сторону более дешевой еды или в сторону домашнего — более экономного для бюджета семьи — приготовления пищи.
На чем экономят меньше или не экономят совсем?
Только один процент опрошенных россиян признались, что в текущем году экономят на медуслугах, ограничили платные занятия спортом и фитнесом, стали меньше тратить на косметику и выбирать более дешевые виды транспорта.
Только два процента стали меньше тратить на покупку гаджетов, хотя год назад таковых было аж 15%.
Только три процента соотечественников экономят на бытовых услугах: парикмахерских, посещениях бань, бассейнов и прочее.
Если год назад каждый пятый россиянин признался, что отказался ходить в рестораны, потому что решил сэкономить, то сегодня таковых только 4%.
Стали покупать более дешевый алкоголь и сигареты к маю 2018 года только 5% наших сограждан. Год назад их было 21%!
Люди вернулись к развлечениям. Экономить на них предпочли в 2018 году только 6%, а годом ранее — 30%.
Сегодня только 9% россиян прижимисто относятся к покупкам одежды и обуви, а в 2017-м таковых было 33%.
И последний штрих к портрету современного российского потребителя. В 2017 году 30% наших сограждан заявляли, что предпочтут более экономный отдых и путешествия, а в текущем году отказываются от привычных трат на отдых только 12% населения.
Неужели все-таки общество оправилось от шоковых экономических шагов 2014-2015 годов и выходит из долгого кризиса? Или все то выкрутасы современной статистики?