Суть комментариев зампреда Центробанка сводится к следующим тезисам:
- столь низкий уровень инфляции обусловлен ростом цен на нефть и удешевлением овощной продукции;
- в перспективе инфляция вернется к 4%;
- поддержание именно такого уровня инфляции является приоритетом для Центробанка на 2018 г.;
- меры, принимаемые Банком России, имеют отложенный характер. Они скажутся на экономике через год после их принятия.
Последний тезис Ксении Юдаевой можно рассматривать как намек: если бы не действия Центробанка, которые реализуются сейчас, то к концу 2018 г. инфляция может быть 5%, 6% и более.
И как признание того, что Банк России переходит от политики потворства крупным ресурсным монополиям к долгосрочному плану по формированию экономики более современного образца.
Чем вызван этот поворот?
В экспортно ориентированной экономики высокая инфляция играет на руку крупному бизнесу. Он получает доходы в твердой мировой валюте (долларах, евро), а платит зарплату рабочим, налоги государству — в дешевеющей национальной валюте. Отсюда — дополнительная маржа.
До сих пор российский бизнес развивался, в числе прочего, за счет долгосрочных инвестиций из-за рубежа.
Далее ждать этих вложений проблематично. На первый план должны выйти другие источники инвестирования.
Например, на Западе один из основных инвесторов — страховые фонды. Они аккумулируют средства физических лиц и, благодаря специфике страхового бизнеса, вкладывают эти деньги в долгосрочные проекты. Например, создание наукоемких производств.
Но в России из-за высокого уровня инфляции страхование не популярно. Зачем человеку отдавать деньги страховой компании, чтобы через 30-40 лет получить сумму с меньшей покупательной способностью, чем та, которой эта сумма обладала на момент вложения?
Но инфляция в 4% делает страховые взносы более перспективным способом сохранения и приумножения личных накоплений. Она побуждает население и к страхованию, и долгосрочным банковским вкладам, и пр.
Центробанк борьбой за снижение инфляционной планки вовсе не имеет целью похоронить бизнес. Он просто открывает новый источник инвестирования. И ликвидирует источник неправомерной, паразитарной маржи.
В комментариях г-жи Юдаевой несколько раз прозвучал термин из лексикона маркетологов — «заякорить». Обычно его применяют, когда обсуждают товарную выкладку в магазинах: какой товар будет «якорным», станет той приманкой для покупателей, на которую они пойдут.
Но в контексте выступлений зампреда ЦБ этот термин обретает новое звучание:
— бизнес должен заякориться на осознании того, что с инфляционной маржой покончено и надо учиться работать в новых условиях;
— банкам, страховым компаниям, пенсионным фондам надо якорить население. Которому созданы условия для долгосрочных накопительных вложений.